Так случилось, что в самом начале ноября на праздниках я побывал в первом в своей жизни спелеопоходе с турклубом ТГУ "Берендеи". Надо сказать, что спелеология для меня всегда была чем-то достаточно далёким и сложным, и я никогда не планировал ей заняться, пока не пришёл в этот турклуб. В этой теме я был полным нулём, но всего за несколько тренировок нас научили сначала узлам, нужным почти во всех видах туризма, а потом и основам спелеологической техники подъёма и спуска по верёвке, работе со снаряжением. И вот, вечером 1 ноября я уже сажусь в микроавтобус и еду в Красноярский край к пещерам Белой и Баджейской. Этот выезд переполнен новым опытом, о котором ниже. Белая пещера. Приехали на место мы утром, поставили лагерь, пообедали, переоделись, взяли снарягу и пошли к пещере. Снаряжение состоит из разных железок для работы с верёвкой, связующих их элементов и того, что объединяет это всё с человеком. Одет лично я был в энцефалитный костюм и резиновые сапоги, и то и другое мне любезно одолжил Тимур - брат из Томской Христианской церкви, к которой я тут прибился. Под костюмом термобельё, на голове флисовая балаклава, каска, фонарик и камера, в карманах запасной фонарик, запасные батарейки и влажные салфетки. И вот мы спускаемся в пещеру, склон хоть и скользкий, но достаточно пологий, так что спускаемся пешком. Одно из первых ощущений - это вход в какое-то помещение, где будет гореть свет. Наверное потому что редко такое бывает, когда ты заходишь куда-то где нужен фонарик если на улице светит солнце. Но это быстро прошло, а мы продолжаем идти дальше в глубь, и вот входное отверстие уже не видно. Идти приходится по началу просто ногами, потом начали встречаться места, где нужно помогать себе руками, что-то перелезть, где-то нагнуться. А потом встречается первая узость. Вообще узости эти оставили у меня особое впечатление. Вот если бы мне не сказали что нам нужно туда, я бы никогда в жизни туда не полез. Надеюсь на нижеприложенных видео, которые я снимал там, видно что из себя представляет передвижение по узостям. Это может быть постепенно уменьшающийся коридор, где ты сначала идёшь просто нагнувшись, в сотый раз убеждаясь в полезности каски на голове, потом гусиным шагом, потом на корточках, а после становится так узко что и на корточках уже не пролезть. И интуитивно тебе кажется что значит это точно не то куда стоит идти, но хорошо что есть руководитель, который идёт первый, смело ложится на живот, и ползёт дальше. И ты так же ложишься на живот и ползёшь следом, толкаясь согнутыми в локтях руками и носками ног, и, о чудо, этот лаз приводит вас не в тупик, а в следующую намного более широкую полость. Иногда лезть нужно было и ногами вперёд. Это описание может звучать страшно или странно, наверное, но лично мне ползать по узостям было очень интересно, хоть я и устал, мышцы на руках под конец болели сильно. Это что-то, чего я никогда раньше не делал, не считая покорения крыш городских домов, которыми я занимался в конце средней школы, где нужно было иногда просочиться между прутьями или походить согнувшись по чердаку. Помимо узостей в пещере было много глины, причем глины чистой, не той смешанной с песком субстанции что можно встретить на берегах рек, а настоящей, рыжей, пластичной глины. Эта глина забивает всё что можно пока ползёшь в узости, и тот момент, когда ты переступаешь этот порог и уже перестаёшь пытаться не испачкаться взывает к каким-то детским чувствам, когда тебе приносит удовольствие измазываться в грязи, не беспокоясь ни о чём. Ещё в пещере были различные натёчные образования, и летучие мыши, в основном поодиночке спящие на стенах. Надо признаться, что эту пещеру я не могу назвать красивой, в конце была большая лужа, которая в рамках пещерных понятий считается озером, почти все стены измазаны глиной и потому достаточно одноцветны. Но идти и лезть по ней было очень интересно, ново и необычно. Когда я первый (да и не только первый) раз лез в узость, у меня возникала буря положительных эмоций, не до конца знаю чем вызванных, возможно отчасти осознанием того, что это выглядит достаточно жёстко, и соответственным ожидание реакции других новичков в группе, сочетанием непривычности и нелепости происходящего с осознанием того, что так тут нужно лезть, и мы не просто дурачимся, а исследуем пещеру. Вышли из пещеры мы когда на улице уже полностью стемнело, руководитель дал нам 10 минут на то чтобы перекусить и мы пошли в лагерь. Баджейская пещера. На следующий день мы утром после завтрака отправились в другую, более крупную пещеру. Вход в Баджейскую пещеру представляет из себя колодец глубиной 20м, в который спускаться нужно было по верёвке. Далее почти весь путь мы преодолевали пешком, постоянно помогая себе руками, так как прямых тропинок в пещере почти не было, и всегда приходилось либо на что-то лезть, либо откуда-то спускаться. Было много больших открытых пространств, гротов, потолок в которых мог устремляться на много метров в высоту, а мог быть и сразу же над головой, грот мог иметь плоский пол или мог быть завален огромными валунами, иногда мы шли по стенам больших косых расщелин, иногда по узким коридорам, напоминающим спуск в подвал какой-нибудь старой церкви, но без ступенек. Эта пещера, в отличие от Белой, была сильно масштабнее. Здесь всё так же было много глины, спали по стенам летучие мыши и было озеро. Но из глины уже встречались скульптуры и объёмные надписи, оставленные другими спелеологами, а в конце нашего пути, гроте Мыльном, вообще располагается какой-то музей спелеологической скульптуры, с десятками скульптур различных размеров и форм (не в человеческий рост, конечно, в среднем сантиметров 10-20 в высоту). Летучие мыши встречались группами, а озеро было уже настоящим озером даже не по пещерным меркам. Узостей правда почти не было, конкретно ползти нужно было всего пару раз, один из которых хотя был очень интересным. Называется это бутылка, и представляет из себя очень узкий лаз, который выходит под потолком у куда более широкой полости, благо там была навешена верёвочная лестница, а первым по бутылке спустился один из руководителей, и потом помогал всем остальным, советуя как лучше извернуться и надевая петли лестницы на ноги спускающемуся. Спускаться в пещеру мы начали около 13 часов, закончили подъём из неё уже в 1 часу ночи, изрядно помёрзнув. Немного о том, на счёт чего у вас могли возникнуть вопросы. В Баджейской пещере у нас была с собой еда в виде хлеба, сала, сыра и колбасы, вода и чай в термосах. Ели мы как раз у входа в бутылку. В туалет в этих пещерах было ходить некуда (или мы не знали куда можно было) так что пить нужно было аккуратно :) На счёт страха. У меня не было никаких страхов кроме тех моментов, когда был риск соскользнуть с камня куда-то далеко. Было небольшое беспокойство в белой пещере по поводу того, что у нас не было с собой воды, хоть мне и не хотелось пить, но мысль о том, что если захочется, то будет нечего, была дискомфортна, ну и такая же ситуация с отсутствием туалета во второй пещере. Но судя по тому что я слышал от остальных участников, кто-то боялся застрять в узостях, может у кого-то вызывало неприятное ощущение и осознание массы породы над головой, и далёкость выхода, и ещё что-нибудь. Если кто не понял, то ночевали мы не в пещерах, а на улице в палатках. Бивак тоже был для меня чем-то новым: я никогда не спал в палатке в это время года. По понятным причинам было холодно и неудобно. Вообще что касается бивака, то тут я мало чего хорошего могу сказать, к сожалению)) Разве что еда, организация и качество которой было именно так как надо. В остальном было холодно и спать и переодеваться, вода в бутылке и одежде замерзала, а опыта жизни в палатке при отрицательных температурах круглые сутки у меня не было. По вечерам многие выпивали, что тоже не самый приятный факт лично для меня, песни у костра пелись соответствующие и соответственно. Тут ещё и конечно накладывается то, что я до этого всю жизнь всегда в подобных ситуациях, в лесу и походах, был окружён обществом преимущественно христиан, и привык к этому сочетанию, но не всё же братьям только вместе друг с другом быть, иначе зачем мы вообще тогда тут нужны. Да и все эти проблемы несущественны и, думаю, скоро забудутся. В целом организация похода была отличная, а руководители групп, в которых я был, оказались людьми на редкость приятными, вызывающими доверие и уважение. С ребятами в группах тоже повезло, было и с кем пошутить, и кого попросить о помощи. Подводя итог, я очень рад, что посетил эти две пещеры, это было в первую очередь страшно интересно, множество нового опыта и ощущений в очень сжатые строки, и куча хорошего настроения. Теперь думаю не останавливаться на этом и при возможности посетить другие, более интересные и сложные пещеры. P.S. Видео получились не слишком документальные, и с качеством тоже траблы по понятным причинам, но, надеюсь, что общее понимание того как это выглядело они передают.

Теги других блогов: туризм пещеры спелеология